Требуется обновление браузера.

Блог

Здесь я делаю публичные записи.

Надеюсь, размещённая здесь информация как-либо поможет Вам. Если что-то осталось неясным, то обязательно оставьте комментарий - я постараюсь Вам помочь. К сожалению, очередное нашествие спамеров вынудило меня отключить анонимные комментарии, но для Вашего удобства доступна возможность входа через одну из социальных сетей.

Если Вы обнаружили в заметках очевидные ошибки, или имеете правомочные претензии к размещённому материалу - напишите мне через форму на главной странице.

Если у Вас есть материалы, дополняющие заметку - расскажите мне о них: пользователи, поделившиеся своими материалами, обязательно будут упомянуты в тексте заметки.

Так как делать заметку "тяп-ляп" не хочется, а ресурс свободного времени ограничен - новые заметки появляются довольно редко. Ваш интерес к той или иной теме способствует скорейшему появлению соответствующей заметки.

Будь как дома путник: я ни в чём не откажу,
Множество историй, коль желаешь, расскажу...

2018

Песнь о нибелунгах и История о роговом Зигфриде

Книги  
 
Под впечатлением от прочтения Пер Гюнт, я решил ознакомиться с прочими произведениями в жанре фэнтези, созданными во времена, когда это ещё не было мейнстримом (вернее, только этот жанр и был).
"Песнь" - это эдакое не "юзерфрендли" фэнтези: детализация изложения и скорость течения времени будут постоянно меняться, не будет подсказок, долгих внутренних монологов персонажей и однозначных антагонистов. Вам придётся самостоятельно собирать информацию из разных источников, но, всё равно, вместо роскошного гобелена, на руках будет ...

Подробнее

2017

МКПУ-2017. День четвёртый

После пятичасовой экскурсии на внедорожнике УАЗ (дольмен, горы, водопады) мы посетили круглый стол. Начавшийся с тихого ручейка, он перерос в хтонический водоворот, и напоминал скандальное ток-шоу для интеллектуальной элиты. Собравшиеся отважно оперировали своей терминологией и картиной мира (сформировавшейся под влиянием специфики профессиональной деятельности) с целью разрушить мнение оппонента.

Подробнее

МКПУ-2017. День третий

Лень. Уже вчера докладчики подбадривали себя: сегодня поработали "на всю катушку" - завтра будем купаться в море. И вот - завтра наступило. После завтрака кто-то ещё собирался на пленарное, но общая тенденция уже наметилась.

Лежак в тени и тёплый ветерок с моря: глаза слипаются сами собой.

Подробнее

МКПУ-2017. День второй

Утром я вышел на балкон. Из "нашего окошка" море было видно совсем немножко - пейзаж больше походил на окраинный двор с южным колоритом флоры. Но этот солнечный день был хорош!
Конференция. Пленарное заседание. На этот раз у меня была уникальная возможность выспаться. Но - всё равно: каждое пленарное (да и, секционное) заседание повторяется следующая ситуация.

Подробнее

МКПУ-2017. День первый

Утро - странное время суток, особенно если оно начинается после пары часов сна в 4 утра. Организм настолько обескуражен такой ситуацией, что припрятывает негативные эффекты на потом. В 4 утра соседние дома, похоже, достигают минимума освещенности квартир: единицы (из тех, что бодрствуют в это время) встают по такой же аномальной нужде, остальные - ещё не ложились.

Подробнее

Барахолка в Орле и Москве

IRL  
 
Я уже как-то рассказывал о подмосковной барахолке (см. тут). Поскольку образовалось немного свободного времени в категории прогулок, я посетил ещё два аналогичных места.
Современные технологии загоняют блошиные рынки в Интернет: поисковики выдают "тонны" адресов различных сайтов соответствующей тематики - адрес "настоящей" барахолки Вы скорее всего отыщите в чьём-нибудь электронном дневнике (например, моём). Поэтому я обязательно укажу Вам: как добраться до описанных мест.

Подробнее

Задача про сто монеток и десять орлов

Эту великолепную задачку мне прислали в личку на сайте:
У вас есть 100 монет, лежащих на столе. У каждой из них есть две стороны: «орел» и «решка». 10 монет «орлом» вверх и 90 «решкой» вверх. Вы не можете почувствовать, увидеть или как-то распознать, где какая сторона. Вам нужно поделить все монетки на две части так, чтобы в каждой из них было равное количество монеток, которые лежат «орлом» вверх.

Подробнее

«Огнём и Мечом»

Свалка  
 
В начале нулевых мне попала в руки игрушка «Огнём и Мечом» (оригинальное название «Tzar: The Burden of the Crown»). Если Вы ещё не играли в эту игру, то советую (но вряд ли получится - см. ниже).
Уж не знаю: органичность игрового процесса или неизбалованное играми восприятие тому виной, но игра затянула сильно. В периоды активной игры, я, находясь на прогулке, перемене или просто в минуты отдыха, вспоминал как...

Подробнее

НЕ наглядная геометрия

Есть особая разновидность задач: читаешь их, и понимаешь на что именно (алгоритм решения) намекает составитель, но, в то же время (уж не знаю: из-за спешки, или каких других причин, помешавших её формулированию), порой, такие синтетические задачи оказываются нежизнеспособными. Смотришь на текст, и думаешь: кто знает решение поставленной проблемы - в задаче не нуждается, кто не знает - по этой задаче не обучится.

Подробнее

Вулкан в бутылке

Свалка  
 
Свершилось!
Раньше модель вулкана, которую в качестве дополнительного задания сделал школьник, я видел в иностранных фильмах, да переводных энциклопедиях для детей.
Подобный вулкан стал клише, олицетворяющим в художественных произведениях (в зависимости от контекста): …

Подробнее

СЧИТАЛО: дробные числа как надстройка над целыми (взгляд с позиции синтаксиса)

Процесс объяснения машине (которая понимала только целые числа) того, как надо работать с дробными числами, помог выработать абстрактное синтаксическое восприятие арифметических операций. Да, простейшая машина лишена понимания смысловой нагрузки информации, вводимой в неё, и процессов, которые в ней (машине) протекают. Тем не менее, иногда очень кстати бывает включить "режим калькулятора" и просто начать шпарить примеры один за другим.

Подробнее

Равна ли переменная самой себе?

Возможно, в процессе чтения чужого исходного кода, Вы натыкались на конструкции проверки равенства переменной самой себе. Не спешите ужасаться абсурдности проверки и попытке создать видимость большого объёма кода.

Стандарт IEEE 754, среди прочего, описывает особое состояние числа с плавающей запятой...

Подробнее

Задача о лодке и течении

Лодка шла по течению со скоростью 12,6 км/ч, а против течения - со скоростью 8,8 км/ч. Найдите скорость течения, зная, что собственная скорость лодки не изменялась.
Два коротких предложения - целый ворох эмоций. Если кратко: в задаче недостаточно данных для однозначного решения.

Подробнее

Задача про пятизначное число

Обозначим через S(k) сумму цифр числа k. Пусть n - наименьшее натуральное число такое, что S(n)+S(n+61)=4000. В ответ запишите пятизначное число, первые две цифры которого совпадают с первыми двумя цифрами числа n+61, а последние три - с последними тремя цифрами числа n+61. Например, если n+61=1234567890, то в ответ нужно записать число 12890.
Правильный ответ никто не скрывает, так как суть - в решении...

Подробнее

Волшебная дюжина

Вернёмся к старой теме генерации стандартного шума из равномерного, и рассмотрим вопрос: откуда берётся константа (т.н. "магическое число") 12 в формуле дисперсии?

В процессе ответа на первый вопрос, рассмотрим алгоритм получения формул дисперсии и математического ожидания для непрерывных случайных величин, на примере равномерного распределения.

Подробнее

Не super

Свалка  
 
Супер! Супер-пупер! Супер-то, супер-это - слово затаскалось, истерлось...

Подробнее

Вычисление площади фигуры. Часть 3: Гречка

Вычислить площадь четырёхугольника, изображённого на рисунке слева.
Ограничения: учащийся ещё не знает формулу площади трапеции, треугольника и любых фигур, кроме прямоугольника.

Подробнее

"Словарь языка интернета.ru" М. А. Кронгауз и др.

Книги  
 
Словарь языка интернета.ru / Под. ред. М. А. Кронгауза. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 288 с. - (Словари для интеллектуальных гурманов).

Подробнее

Вычисление площади фигуры. Часть 2: Интеграл

Вычислить площадь четырёхугольника, изображённого на рисунке слева.
Ограничения: Требуется решить задачу изощрённым формальным способом. На этот раз, учащийся забудет даже формулу площади прямоугольника.

Подробнее

Коварные невидимые горизонтали

Выделите коричневым цветом утолщённую горизонталь, соединяющую точки с абсолютной высотой 175 м. Через сколько метров проведены утолщённые горизонтали, если на плане показана только одна из них - 175 м.

Предложите свои варианты ответа.

Подробнее

Вычисление площади фигуры. Часть 1

Вычислить площадь четырёхугольника, изображённого на рисунке слева.
Ограничения: учащийся ещё не знает формулу площади трапеции, треугольника и любых фигур, кроме прямоугольника.

Подробнее

2016

"К вопросу о разрезании пиццы" или "лайфхак вековой давности"

Как декабрь, так я пишу про применение математических методов к бытовым манипуляциям с пиццей.

Двадцатого декабря 1906 года (110 лет назад!), в журнале Nature, была опубликована маленькая заметка под заголовком "Cutting a Round Cake on Scientific Principles".

Подробнее

"В тихой ночи: лирика" Тилль Линдеманн

Книги  
 
В тихой ночи: лирика / Тилль Линдеманн - Москва: Издательство "Э", 2016. - 288 с.

Подробнее

Уверены, что понимаете шутку про 10 типов людей?

Если текст ниже покажется Вам очевидным, то значит Вы не показывали эту шутку достаточному количеству людей. Я, до недавнего времени, тоже считал, что дополнительных пояснений не требуется.

Наверное, вы не раз читали шутку про то, каким образом люди делятся на 10 типов. Если нет, то вот её формулировка...

Подробнее

Задачки про два автомобиля и один квазиавтомобиль

Расстояние между двумя городами L км. Навстречу друг другу из этих городов вышли одновременно две автомашины. Одна имеет скорость v1 км/ч, а другая - v2 км/ч. Чему равно расстояние между машинами через t часов после выезда?

Подробнее

Тест скорости выполнения функции

Недавно на форуме была поднята тема производительности (времени выполнения) функций работы со строками. Автор вопроса интересуется поведением функции в зависимости от аргументов, передаваемых в неё. Сведений о внутреннем устройстве функции нет - сделать аналитическую оценку затруднительно. Подобное тестирование кажется тривиальным, но имеет некоторые тонкости, могущие кардинально исказить результат.

Подробнее

Баг: мерцание картинки в окне приложения при воспроизведении музыки в другом приложении

Несколько лет назад, мне продемонстрировали следующий занятный баг. Интерфейс разрабатываемого приложения корректно рисовался, пока запущенный на этом же компьютере музыкальный плеер "молчал". Стоило снять воспроизведение с паузы - картинка в "нашем" приложении начинала мерцать. Не спасало ни сворачивание окна плеера, ни отключение визуальных эффектов воспроизведения музыки, ни выбор другой композиции (кто бы сомневался). При этом оба приложения никак друг с другом не были связаны (как это кажется на первый взгляд). Вот это детектив!

Подробнее

Задача о револьвере (теор.вер.)

Очередная, рассказанная мне задача. Так как запоминал я лишь самую суть ("дано"), то повествовательную нагрузку могу переврать, но концептуально задача выглядит следующим образом.
Дан шестизарядный револьвер. В две соседние каморы помещаются патроны, остальные каморы пусты. Далее начинается так называемая "русская рулетка". Первый участник спускает курок, после чего обнаруживается, что ему повезло: патрона в каморе не было.

Подробнее

Аппаратные генераторы случайных чисел

Я уже как-то поднимал вопрос о генерации истинно случайных чисел "на коленке" (тут). Конечно, определить меру случайности в последовательности чисел можно огромным числом способов, поэтому конкретизируем: речь идёт о генерации, в основе которой не лежат арифметические методы.
Так вот: вопрос-то я поднимал, но в разговорах, время от времени, наталкиваюсь, с одной стороны - на непонимание собеседниками аспектов генерации, с другой - на интерес к игральным костям, с диапазоном выходных значений отличным от [1;6]. Данное обстоятельство подтолкнуло меня сделать небольшой обзор генераторов, имеющихся в продаже которые я сумел приобрести.

Подробнее

Арифмометр Феликс М

Интерес к механическим счётным устройствам у меня возник после упоминания вскользь в какой-то книге    [?]
вероятно, В. В. Медведева
(прочитанной ещё в школе), действия которой разворачивались в декорациях советского быта. До этого я читал краткий очерк про машину Лейбница в энциклопедии, но это не воспринималось как что-то заурядное, доступное в быту простому советскому инженеру.

Подробнее

"Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Р. Фейнман

Книги  
 
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! / Ричард Фейнман; пер. с англ. С.Б. Ильина. - Москва: АСТ, 2014. - 477, [3] с. - (Великие ученые и их открытия).

Подробнее

Дифференцирование матрицы

На первый взгляд ничего непонятно: оператор дифференцирования применяется к матрицам, некоторые из которых ещё и транспонированы, дифференцирование происходит по вектору и т.п.
Но не стоит паниковать!
Сперва опишем общие правила дифференцирования при работе с подобными объектами.

Подробнее

Количество белых грибов в корзине

На решение задачи накладывается ограничение на применение методов, а именно: нельзя использовать уравнения в явном виде.
Использование или неиспользование уравнения - вопрос формальный, так как алгоритм решения может остаться и прежним, но для его графического представления и мотивации преобразований будут использоваться другие принципы. Уравнение - лишь удобная абстракция, за которой стоит обоснованный метод работы с неизвестными.

Подробнее

Две задачи о двух кубиках

Очередные задачи, которые в силу инерции мышления начинаешь решать общо, и поражаешься громоздкости решения. Потом убираешь всё лишнее из модели и обнаруживаешь, что задача решается в уме.
Обе задачки про две шестигранные игральные кости, так что, приступая к решению, я радовался: пригодится 2d6 генератор случайных чисел.

Подробнее

Алгоритм Бома

Вот какую задачку по информатике (начальная школа) мне вчера дали посмотреть:
Бим загадывает число. Бом просит его выполнить с ним действия по алгоритму и всегда отгадывает результат.
Почему Бому удаётся этот фокус? Выполни действия для трёх разных чисел и запиши, что получится.

Подробнее

Провалиться под текстуры!

Среди программистов и членов команды, хоть как-то понимающих алгоритмику визуализации трёхмерных сцен, фраза "провалиться под текстуры" является ярким признаком: говорящий, скорее всего рядовой геймер с претензией на "продвинутость".
Единожды кем-то оброненная несуразность приклеилась как "силиконовая долина" (в значении "кремниевая"): её используют многочисленные обзорщики/летсплейщики, смело набивают в обращениях к техподдержке игроки.

Подробнее

"Десятичных чисел" не существует

Сколько часов в сутках? Двадцать четыре? 2410? XXIV? 1816?
Число, само по себе - некая абстракция, характеризующая некоторую величину: количество яблок на столе, сумму в кошельке, и т.п.

Подробнее

Цифры и числа

Обыватели постоянно путают понятия "цифра" и "число". Меж тем, разница между цифрой и числом такая же, как между буквой и словом.

Если на ляпы журналистов я давно махнул рукой, то недавнее открытие окончательно убедило меня в необходимости данной заметки.

Подробнее

Змей Горыныч и Чудо-Юдо

Змей Горыныч решил навестить Чудо-Юдо о семи головах. За 4 ч он пролетел расстояние, равное 1/3 части оставшегося пути. Сколько всего времени потребуется Змею Горынычу, чтобы долететь до своего зловредного друга?

Решение далее.

Подробнее

12-85-00

"Двенадцать восемьдесят пять и два ноля -
Ты написала на ладони у меня..."
Возможно, Вы не слышали процитированную песню группы Хамелеон - в таком случае Вы без труда отыщите её на YouTube. Во времена же моего детства, песня - что называется - звучала из каждого утюга. На тот момент я ещё не начал проходить алгебру, однако, не нужно быть старшеклассником, чтобы произвести нехитрый комбинаторный расчёт.

Подробнее

Вероятность не угадать всё

Встречаются игры и пари в духе "угадай: под каким напёрстком шарик". Логично предположить, что если игрок почти всегда из двух напёрстков выбирает "не тот", то ему просто надо скорректировать тактику и выбирать "неправильный" по его мнению. С формальной точки зрения, существуют лишь вероятности того или иного исхода, лишённые какой-либо эмоциональной окраски. Могут ли отдельные проигрышные ситуации в игре со случайным выбором быть менее вероятными, чем победа? В таком случае, можно было бы говорить о своеобразном "везении в проигрыше", который можно трансформировать в везение (в привычном понимании), переформулировав (для себя) правила игры.

Подробнее

Выбор двух различных случайных элементов множества (генерация транспозиций)

При реализации некоторых задач, Вам может потребоваться обеспечить выборку двух случайных объектов из множества, при этом объекты должны быть обязательно разными. Например, Вы хотите перемешать массив перестановками элементов, но не желаете тратить процессорное время на вырожденные перестановки вида v[j]v[j]. Или Вы индицируете активность системы, случайным образом меняя выбранный элемент - выбор одного и того же элемента два раза подряд недопустим.

Подробнее

Эксперимент над MilliSecs

Есть мнение, что старичок Blitz3D не обеспечивает необходимой стабильности работы своей функции
MilliSecs
: мол, миллисекунды скачут, точность измерений нарушается - анимации и алгоритмы, привязанные ко времени, работают некорректно. Так ли это?

При изучении свойств различных функций получения текущего времени (см. эту и эту статьи), я уделил внимание и Blitz3D. Но, в связи с отсутствием практической важности этих наблюдений, результаты в статьи не попали.

Подробнее

Метод Монте-Карло и Закон больших чисел

В каком логическом/иерархическом/etc отношении находятся Метод Монте-Карло и Закон больших чисел?

Подробнее

2015

К вопросу о цене на пиццу

Я люблю пиццу. Поедание оного блюда не то чтобы перманентное желание - скорее, гастрономический признак небольшого торжества. К этому я ещё вернусь ниже, а пока - предыстория.
Как быстро Вы сможете в уме оценить экономическую выгоду покупки продуктов, представленных в разном весе и цене за единицу массы? А если вместо веса (линейно влияющего на стоимость конкретного экземпляра) Вам предстоит работать с квадратичной зависимостью от изменяемого параметра?

Подробнее

"Дедовский" способ генерации стандартного шума из равномерного

При моделировании различных возмущений и шумов реального мира, Вы рано или поздно сталкиваетесь с необходимостью программно генерировать шум, значения амплитуд которого распределены нормально. Ну а конкретнее: почти всегда выбирается так называемое "стандартное нормальное распределение".

Подробнее

Создаём управляющую программу для своего портативного генератора равномерного дискретного белого шума

Небольшой опрос показал, что большинство людей не видит необходимости иметь на инженерном калькуляторе клавишу генерации квазислучайного числа. Действительно, окружающий мир полон случайностей (их подлинную детерминированность или стохастичность оставим на откуп философам): от чего бы не взять в руки монетку или игральную кость? Но что делать, когда необходимо большее число состояний, чем может породить выбранный генератор? Большинство людей довольно быстро придумывает неправильное решение и довольствуется им.

Подробнее

ЕГЭ: начинаем готовиться

К ноябрю-декабрю уже почти все (даже самые ленивые) одиннадцатиклассники начинают смутно догадываться, что Единый государственный экзамен уже близко, и надо что-то предпринимать для его удачной сдачи.

Мои советы по подготовке.

Подробнее

Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту

В данной заметке я опишу алгоритм расчёта параметров траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту и движущегося в постоянном гравитационном поле. Проблема всплывает то тут, то там: при кодировании визуализации (например, в игре "Морской бой"), при выборе искусственным интеллектом параметров стрельбы и т.п.

Подробнее

2014

Первая поездка на барахолку

IRL  
 
В прошедшее воскресенье ездил на подмосковный блошиный рынок.
Отмечу, что у меня была весьма конкретная цель поездки. Помимо культурно-массовой составляющей, я искал один, теперь уже артефакт.
Чего тут только не было! В больших количествах и вариациях, свалено и расставлено, сгруппировано и навалом. Примерно так в детстве воображение рисовало сокровищницы (ну, если ещё бы и сами предметы были богаче инкрустированы). Плакаты и пластинки, стеклянные бутыли с дореформенными объёмными надписями и всевозможные телефонные аппараты, утюги...

Подробнее

"Пер Гюнт" Генрик Ибсен

Книги  
 
Пер Гюнт : стихотворения / Генрик Ибсен ; [пер. с норвежск. А. В. Шараповой]. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с. - (Всемирная библиотека поэзии).

Подробнее

2013

Книга Иова

Книги  
 
Меня книга заинтересовала в первую очередь тем, что в ней мне обещали диспут на предмет следующего: является ли услужение за гарантированную награду - истинной верой или хитрой манипуляцией.

Подробнее

"Манифест коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс

Книги  
 
Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., Политиздат, 1974. 63 с.

Подробнее

"Искусство программирования на C++" Герберт Шилдт

Книги  
 
Шилдт Г. Искусство программирования на C++. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 496 с.: ил.

Подробнее

"Скользкие места С++" Стефан К. Дьюхэрст

Книги  
 
Стефан К. Дьюхэрст Скользкие места C++. Как избежать проблем при проектировании и компиляции ваших программ. - М.: ДМК Пресс, 2006. - 264 с.: ил.

Подробнее

"Дневник охотника за ошибками" Тобиас Клейн

Книги  
 
Тобиас Клейн Дневник охотника за ошибками. Путешествие через джунгли проблем безопасности программного обеспечения. Пер. с англ. Киселев А. Н. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 240с.: ил.

Подробнее

Игра «морской бой»: расстановка кораблей

Сегодня я хотел бы обсудить вопрос расстановки (не оптимальной, а произвольной) кораблей перед боем. Слева вы видите пример результата работы рассматриваемого далее алгоритма: корабли в форме букв «Б», «А», «Н» расставлены на игровом поле с несколькими запрещёнными к использованию клетками (помечены зелёным цветом).

Подробнее

Алгоритм игры в «морской бой»: обстрел противника

Доброго времени суток, уважаемые! Так случилось, что вопросом программирования более-менее адекватного ИИ для игры "морской бой" я озадачился где-то в конце 2004 года. Быть может я, не имея должных руководств под рукой, изобретал тогда велосипед, но и в последствии, мне попадались потрясающие своей честностью алгоритмы: стрелять наобум, время от времени подглядывая у игрока расположение кораблей, для выравнивания баланса. В последствии я несколько раз улучшал алгоритм. По последним статьям на Хабре можно судить, что тема актуальна, к тому же - мне есть что добавить к написанному другими пользователями.
Итак, цель моей заметки: реализация оптимальной одной из стратегий атаки на корабли соперника, причём не только первое попадание, но и последующее "сопровождение ко дну". Отмечу, что корабли в моей реализации - почти (об этом ниже) произвольной формы.

Подробнее

"Тошнота" Жан-Поль Сартр

Книги  
 
Тошнота: [роман] / Жан Поль Сартр; пер. с фр. Ю. Я. Яхниной. - М.: Астрель, 2012. - 317, [3] с. - (Книга на все времена).

Подробнее