Мифы и легенды Древней Греции
Просмотров: 1060
05 мая 2020 года
«Легенды делают нас мудрей,
Мы чувствуем пульс единой Вселенной!»
Мы чувствуем пульс единой Вселенной!»
- «Я верю» Ляпис Трубецкой
Читать книгу я начал в период внепланово освободившегося времени - период болезни. Я давно хотел систематизировать знания, почерпнутые там-сям и насладиться логом работы конструктора Мира в изложении древних греков. Есть что-то завораживающе в этих картинах: описание точки зарождения Всего, выделение базовых образов и их взаимодействие. В таких трудах сказывается ментальность цивилизации: её интерпретация природы, логика редукционализма и прочее.
Книга состоит из разделов «Сотворение мира», «Титаномахия» и «Олимпийские боги» - что выглядит весьма удачно. Не скажу, что я был прямо-таки очарован стилем изложения, но структурно - изложение органично.
Тем не менее, не мог пройти мимо следующих проблем в повествовании.
- Эрот фигурирует (стр. 13 и 127) и как животворная сила, появившаяся из Хаоса, и как сын Афродиты и Ареса, что выглядит противоречиво.
- Кто всё же наслал кабана (стр. 139) на Адониса: Арес (как указано в тексте) или Артемида (как следует из подписи к иллюстрации на этой же странице)? Есть подозрение, что путаница произошла из-за «калидонского вепря» (стр. 173), которого наслала Артемида на город Калидон.
- Анахронизм с Гефестом и Афиной: из описания появления Афины (стр. 55) следует, что Гефест уже существовал, из описания появления Гефеста (стр. 71) - что он появился после Афины.
- Образование союза Гефеста и Афродиты изложено противоречиво (стр. 125 и 187).
- Внезапный обрыв мысли на 211 странице, в совокупности с не раскрытой в тексте иллюстрацией: что же ждало Кадма и Гармонию? Возможно, издержки редактуры.
Я понимаю, что легенды скомпилированы в единое целое из разных источников, но мне хотелось бы видеть более гладкое изложение, или, хотя бы, чтобы автор не бросал меня в эти провалы (делая вид, что ничего не происходит), а ставил соответсвующие ремарки (как мы с вами могли видеть в Песне).
- Стр. 211 - «Демос» вместо «Деймоса» (стр. 127).
- Стр. 221 - Внезапно вместо «Аид» используется «Плутон» (в греческом тексте используется «Аид»). Знакомых с астрономией, такая замена не сильно удивит, но глаз резануло.
- Была ещё одна проблема с рассинхронизацией греческого и русского текстов, но, так как я изначально не делал соответствующих пометок, найти её повторно не удалось.
И снова иллюстрации (о них много сказано в аннотации и вступлении, иллюстратор указан вторым автором книги).
- Стр. 32 «Крон возвращает титанов в Тартар» - указано в подписи. Из текста органично (мотивированно и непротиворечиво для последующего сюжета) следует, что участь постигла лишь циклопов и сторуких.
- Стр. 39 Циклопы выступали на стороне Олимпийцев (см. выше примечание к стр. 32), а не титанов (по рисунку напрашивается противоположный вывод).
Вот так отдохнул! Несмотря на присутствие некоторого количества «шероховатостей», книга является отличным «путеводителем», позволяющим получить представление о предмете «в первом приближении».
Автор добился главного: сумел сформировать у читателя понимание механики взаимодействия персонажей ("этикет") и раскрыть отдельные нюансы (например, убедительно мотивирует противостояние Ареса и Афины).
Читателя посещает приятное чувство этимологического замыкания при чтении легенд, раскрывающих современные термины (например: «океан», «гермафродит»).
Любопытны архетипичные образы и созвучности с более поздними культурными артефактами. Например пояс Афродиты (упоминается вскользь на 137 стр.) и пояс Брюнхильды (см. примечание к стиху 636). Пята Ахиллеса (в книге не упоминается) и уязвимое место на теле Зигфрида (см. примечание к стиху 875).
Белецкая И. Г., Шипицова Е. В. Мифы и легенды Древней Греции: Сотворение мира. Титаномахия. Олимпийские боги. (Билингва греческо-русский) / Предисл. Т. Янници. М.: ЛЕНАНД, 2015. - 240 с.
Комментарии